Время РПСМ

Ты помнишь, как все начиналось?

VII съезд совпал по времени с еще одним важным событием: двадцатилетним юбилеем Российского профсоюза моряков.

Отсчет событий в жизни РПСМ нужно вести с 1991 года. Далеко не все помнят, но общая ситуация на тогда еще советском морском торговом флоте все больше стала походить на революционную. В Ленинграде, Мурманске, Новороссийске все чаще возникают конфликты с администрациями пароходств из-за сокращения рабочих мест на судах, среди моряков растет недовольство.

Главный камень преткновения - несправедливая оплата труда. Пароходства активно переводят суда под иностранные флаги, появившееся разделение на своих и подфлажных моряков подливает масла в огонь: моряки, работаюшие под флагами иностранных государств, начинают получать зарплату раз в десять больше, чем их коллеги на советских пароходах. При этом именно от них, моряков, ходивших на судах под удобными флагами, идет самая большая «волна»: общаясь с иностранными коллегами, они получают закрытую информацию - сколько стоит труд моряка, работающего на таком же судне и в тех же условиях, но в других странах.

Дальше - больше. Советские моряки узнают о существовании ставок МФТ, по которым должен оплачиваться их труд, и понимают, что оплата их труда  должна быть больше в разы! Но на па­роходах советских судовладельцев, переведших флот под удобный флаг, зарплата не соответствует стандартам МФТ, поскольку на этих судах нет коллективных договоров, отвечающих требованиям МФТ. В иностранных портах все чаще задерживают наши суда под удобными флагами - инспекторы МФТ, работающие по всему миру, требуют приведения оплаты труда российских моряков к определенным нормам.

В портовых городах появляются первые крюинговые компании, осуществляющие найм моряков на суда под удобными флагами. Мировой рынок труда готов дать хорошо оплачиваемые рабочие места квалифицированным российским кадрам. Но среди первых крюинговых компаний много фирм-однодневок, задача которых обобрать моряков, ищущих достойного заработка на иностранных пароходах. В судоходстве царит бардак, играющий на руку судовладельцам. А государство усиливает его, практически самоустранившись от решения проблем морской отрасли и позволив пароходствам распродавать флот оптом и в розницу.

Моряки оказались в эпицентре развала не только родной страны, но и советского судоходства. Только с помощью сильного профсоюза можно было отстоять и защитить их права. И такой профсоюз появился.

С рождением РПСМ в 1991 году в России было положено начало по-настоящему независимому профсоюзному движению. Российский профсоюз моряков был первым суверенным от работодателя профессиональным союзом, объединившим людей по отраслевому признаку. И сохранил свою независимость и по сей день.