Маргарита: пока не мастер

Маргарита Самбур – человек уникальный. Мало того, что она в числе тех немногих женщин, которые выбрали для себя специальность судовождение. Она еще единственная в ОАО «Новошип», кто реально встал к штурвалу.

Маргарита работает в должности четвертого помощника капитана танкера «Тверь». И считает, что это только начало. Те, кто ее знает, нисколько  не смеются над мечтой девушки стать капитаном (или мастером, как принято говорить на флоте). Они уверены: со временем она сможет добиться поставленной цели.

- Раньше все кому не леньотговаривали меня, пугали сложностями профессии, - рассказывает Маргарита. – Честно сказать, я критично отношусь к утверждению, что судоводитель - это чисто мужское дело. На самом деле для этой работы просто требуется особый склад ума и любовь к точным наукам, а технарь ты или гуманитарий - это же не зависит от пола. Я лично всегда любила математику.

Но оказалось, что сложности не связаны с одними только рабочими навыками. Когда дело дошло до практики, Маргарите пришлось серьезно подкорректировать свое представление о будущей профессии. Дело было  все на той же «Твери». Судно ходило  из Северной Европы в Средиземное море и обратно.

- Все было настолько интересно, что первое время я уходила с капитанского мостика в свою каюту только чтобы выспаться, - говорит она. - Не пропустила ни одного расхождения или прокладки курса. «Да ты уж и не уходи с мостика вообще», - шутили надо мной.

Практика проходила просто отлично! Но - до первого настоящего шторма. В Черном море «Тверь» настиг циклон. И вот тут она поняла, почему профессию моряка называют мужской:

- Женщина от природы более хрупкая. А тут циклон – не циклон, а по долгу службы собирайся и иди на палубу. Я со своими пятьюдесятью килограммами веса иной раз прямо даже опасалась, что меня просто сдует за борт. И еще донимала качка. Первый день от одного только запаха еды с души воротило.

Но и морская болезнь оказалась штукой пусть неприятной, но не фатальной. Вскоре она и к ней приноровилась. И уже через три-четыре дня могла вполне уверенно передвигаться по палубе и спокойно выходить к столу.

Доказав самой себе, что успешно справляется с физическими нагрузками, Маргарита решила, что предрассудки тоже не устоят. После окончания учебы она взяла документы и пошла устраиваться на работу по специальности.

- Мне приходилось слышать, что в некоторых российских крюингах пол играет немаловажную роль при приеме на работу, - рассказывает она. - Женщинам даже на должность буфетчицы порой непросто устроиться. Поэтому я даже не раздумывала, в какую компанию мне идти. Конечно, туда, где практику проходила. Здесь никто не придет в ужас от мысли, что на капитанском мостике появилась женщина-офицер.

Очень скоро она вернулась на знакомую ей «Тверь», уже четвертым помощником капитана. И кстати, о предрассудках: мужской коллектив встретил ее тепло и уважительно.

На самом деле женщине, чтобы ужиться в нем, нужны две главные вещи. Первая:  ответственно относиться к своей работе. Если коллеги-мужчины увидят в тебе ровню, они простят даже то, что ты блондинка. Чтобы состояться в профессии, мужчине достаточно одного мастерства. От женщины же, как всегда, требуется нечто большее. Поэтому второе главное правило: при любых обстоятельствах оставаться настоящей леди. Дресс-код для единственной на борту женщины-офицера должен быть строже, чем для школьной учительницы. Никаких платьев, только строгие брюки и очень умеренное количество косметики. Следить надо не только за гардеробом, но и за тем, что и как говоришь. Умение держать дистанцию – еще одно очень важное качество. Быть дружелюбной со всеми, но всегда избегать двусмысленностей: для этого тоже нужен сильный характер. Впрочем, «курс молодого бойца» на эту тему Маргарита прошла еще в свои курсантские годы. Там ведь тоже коллектив был мужской.

Судоводительское образование для нее – второе высшее. Сначала она закончила экономический факультет Новороссийской морской академии. Можно сказать, для родителей. А потом уже пошла учиться для себя – туда, куда душа просилась. Ни замужество, ни рождение ребенка не остановили ее на этом пути. Сейчас ее сыну Владиславу уже семь лет.

Ответственный человек ответственен во всем. Как ответственная мать, Маргарита свой очередной рейс вынуждена была пропустить - уйти в резерв. Сын пошел в первый класс, нужно было посвятить этот год своему ребенку. Владислав в свою очередь отвечает ей тем же. Он всем гордо сообщает, что его мама капитан. А перед уходом в рейс очень по-взрослому говорит: «Я понимаю, мам, это же работа. Я тебя отпускаю».