“Синьоры” в тапочках И “БАЛТИЙСКИЙ МОНАРХ”

Как бы удачно ни восстанавливалась экономика после кризиса, а моряки все еще жалуются на "слабенький" фрахт.Южная территориальная организация Российского профсоюза моряков проверила, как посткризисная экономическая ситуация в судоходстве отражается на условиях труда и быта моряков, работающих на судах (удобного флага).

Игорь Холявка, технический инспектор труда ЮТО РПСМ, знает не понаслышке: сегодня многие чересчур продуманные судовладельцы предпочитают платить своим экипажам по остаточному принципу, после того как рассчитаются по всем остальным счетам. Контракты составляют наспех, в основном для инспекций, и не очень-то стремятся выполнять их условия. А моряки, как всегда, остаются крайними. Они не только еле-еле сводят концы с концами, но и ни капли не защищены от трудностей морской жизни.


 

Старушка non grata

- В таких условиях до пренебрежения нормами труда и быта на судне остается один шаг, а это уже чревато авариями, - рассказывает Игорь Николаевич, начиная очередную плановую проверку судов в Новороссийском морском торговом порту. - Вот почему контроль за соблюдением трудовых норм - одна из основных задач профсоюза. И это совсем не придирки, и не формализм.

Первым судном, на которое мы поднялись, оказался балкер "Erna" под камбоджийским флагом. Сухогруз полностью укомплектован украинским экипажем. Все ребята бравые, снабжением и спецодеждой не обижены.

- Наша основная задача - возить алюминиевые чушки из черноморского региона в Грецию. А дальше нас все равно не пустят: судну без малого тридцать лет. В западных портах таким не место, - пожаловался на строгость европейского портнадзора один из членов экипажа.

Казалось, к такой вот "Эрне"  только присмотрись - и сразу найдешь букет нарушений. Однако, надо отдать должное, старушка для своих лет оказалось довольно ухоженной. Остается только гадать, каких сил это стоило экипажу. При этом выяснилось, что титанический труд по содержанию пожилого балкера в более-менее надлежащем состоянии отнюдь не оплачивается адекватно компанией "MD shipping company". Это мы поняли из разговора с капитаном Дмитрием Каразейским.

Если в начале беседы в капитане еще боролись представитель работодателя и член экипажа, то в конце ее он все же сдался и показал нам свой контракт, составленный на одной страничке. Зарплата у него оказалась меньше, чем у третьего помощника в любой крупной компании. А уж деньги, которые получает на руки матрос АВ, вообще просто смешные: четыреста долларов даже на родной для многих из них херсонщине - не "айс".

- Может, вы  сейчас и сыты, и одеты в новую робу, - объясняет морякам зыбкость их положения инспектор труда Игорь Холявка. - Но стоит слегка уменьшиться ставкам фрахта - и компания тут же закрутит гайки. И тогда вы окажетесь у разбитого корыта. Настоящей страховкой для вас является коллективный договор стандарта Международной федерации транспортников. Именно в нем будут должным образом оговорены ваши условия труда. И зарплата  уже не будет теми копейками, которые за каторжную работу получаете здесь вы. В большинстве стран мира моряки уже давно прекратили бы  работу на таких условиях и объявили бы забастовку.

Судя по лицам членов экипажа, зерно сомнения было посеяно. Однако выбор моряков остался в пользу привычного уклада вещей. По разным причинам, у каждого - своим.

- Я только два рейса отработал после учебных курсов, - рассказывает о себе двадцатилетний матрос Вениамин Дрюмов. - Накоплю опыт, подучу язык - тогда и буду искать местечко потеплее.

Что скрывает "Аргонавт"?
Следующей нашей целью оказался сухогруз "Argonaut". Классический представитель современного субстандартного судоходства: владельцы - турки, комсостав - азербайджанцы, рядовые - украинцы, флаг - Белиза.

Судно оказалось крайне негостеприимным. У трапа нас никто не встретил, что,кстати, является грубейшим нарушением конвенций о безопасности судоходства. По сути дела, мы могли бы свободно подняться на борт и вытворять там все, что нам вздумается. Но мы люди ответственные, без спросу хозяйничать в чужом "доме" не стали. Предпочли, стоя у трапа, долго взывать к вахтенному. Наконец, показался добродушный увалень, который представился "шеф-поваром Вовой". В результате его бурной поисковой деятельности к нам с опаской стали спускаться "синьоры" - офицеры комсостава. Наконец, тот из них, кто посмелей, решился провести  нас к капитану. Петляя по трапам в домашних тапочках на босу ногу, наш проводник взахлеб рассказывал, что у них "все-все хорошо": и с зарплатами, и с едой, и даже со спецодеждой. В последнее верилось с трудом, потому что одна из тапочек синьора постоянно слетала у него с ноги.

Появление трудовой инспекции привело капитана в тихий ужас. На любой вопрос у него был только один ответ: "А зачем вам это знать? У нас все хорошо". При этом ни контрактов моряков, ни коллективного договора, ни даже судовой роли предъявить он так и не захотел. Мы решили переговорить с членами экипажа. Но все они были заняты устранением замечаний портового контроля. Видно, замечаний хватало, раз потребовалось задействовать весь экипаж. Казалось, только шеф-повар Вова был рад нас видеть и вот-вот пригласит на камбуз отведать своей стряпни.

Впечатление оказалось обманчивым. При первой же попытке задать ему серьезные вопросы об условиях работы и быта на борту он испуганно завращал глазами и начал знакомую песню: "А зачем вам это знать? У нас все хорошо".

- Подобное поведение и капитана, и членов экипажа сразу наталкивает на мысль: здесь есть что скрывать. Естественно, я отмечу это в своем отчете и судно возьмут на заметку, - резюмировал Игорь Холявка.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что следом за нами "Argonaut" вновь посетили портовые власти. Требований к техническому состоянию сухогруза оказалось столько, что дело едва не дошло до его ареста.


Монарх на службе у экипажа

После такого "Аргонавта"  "Baltic Monarch" выглядел действительно по-царски. Здоровенный химовоз, которому всего семь лет. На борту блестит все, что способно блестеть, экипаж службу знает. А его права надежно защищены коллективным договором  формата МФТ.

- Единственным серьезным нарушением оказалась слабо натянутая сетка трапа. - комментирует  инспектор Игорь Холявка. - По сравнению с предыдущими судами - небо и земля. Вот что значит работа по международным стандартам МФТ. И моряк сыт, и у проверяющих к судну нет нареканий!