Русских кидать боятся

Провизию и бутилированную воду для членов экипажа "Ref 607", брошенного литовским судовладельцем на произвол судьбы в Новороссийске, собирают всем миром. Город не оставил моряков в беде. А инспектор Международной федерации транспортников в Новороссийске Ольга Ананьина взялась за защиту их трудовых прав.

19 июля  судно под молдавским флагом, принадлежащее компании "Kenset Assets S.A."  из Клайпеды, с грузом египетского лука пришло в Новороссийск.
- Украинский экипаж чуть с ног не валился от голода. Судовладелец не только задолжал им заработную плату за несколько месяцев, но и "забыл" про снабжение. И тогда брошенные им моряки пришли за помощью в Международную федерацию транспортников, - рассказывает  Ольга Ананьина. - За два месяца найти представителя судовладельца так и не удалось: по адресам, указанным в реквизитах, фирма не числится. Как и многим другим нерадивым судовладельцам, ему проще бросить свою собственность, нежели решить все накопившиеся проблемы.  В итоге пришлось пойти на крайние меры - инициировать арест судна по решению суда в обеспечение морского требования экипажа. Ведь  "Kenset Assets S.A." задолжал команде почти семьдесят тысяч долларов.
Капитану "Ref 607" этот рейс едва не стоил жизни: в Новороссийске пришлось его срочно госпитализировать. Сейчас на судне продолжают оставаться шесть членов экипажа.  Теплоход выставлен на продажу, но каждый день его простоя у причала увеличивает задолженность перед экипажем, агентом и портом. Топ-лива на борту осталось максимум на месяц, после этого "Ref 607" окажется вообще не мореходным. В условиях зимних штормов - просто кандидат на затопление!
Мировой финансовый кризис тяжело ударил по морякам  -  непорядочные работодатели под любым предлогом, а то и  без него, оставляют свои экипажи без средств к существованию во всех портах мира. Радует одно: в последнее время они избегают брать в команду российских моряков. Они лучше защищены в законодательном плане и все более решительно настроены отстаивать свои трудовые права. Собирательный портрет проблемного судна в черноморском регионе сегодя таков: субстандартное корыто типа "река-море" и украинский экипаж.  
- Это и понятно, - рассказывает Ольга. - Ведь Украина не ратифицировала ни одной морской конвенции, связанной с охраной труда моряков. А в конечном счете все они приходят искать защиту и поддержку в МФТ.
Больше всего жалоб по невыплаченной заработной плате - на турецких судовладельцев. Чемпионом является  компания "Obay trading".  Моряков с ее судов "Nika" и "Fima" прекрасно знают во всех портах нашего региона.
- Каких-то видимых причин задерживать зарплату у компании нет. Она не в самом бедственном положении. Но почему-то регулярно списывает своих моряков на берег без копейки денег, - рассказывает Ольга Ананьина. - Естественно, они тут же бегут к ближайшему инспектору ITF. И только по его  гневному звонку в компанию менеджеры начинают шеве-литься, а бедолаги получают свои кровные. Видно, компания надеется, что не всякий моряк пойдет жаловаться.
Судовладельцы, использующие такие мошеннические схемы, есть и под российским флагом. Ростовская компания "Навигатор" заманивает моряков обещаниями платить кругленькую сумму как в рублях, так и в долларах. На деле же моряк месяцами вкалывает на ржавом корыте с перебоями в снаб-жении, не видя вообще никаких денег за свой каторжный труд.
- Однажды мне "посчастливилось" побывать на одном из судов этой компании, - с содроганием вспоминает Ольга Ананьина. - Это была "Ника",  сухогруз типа "Волго-Балт". Бытовые условия на нем - просто кошмар!  Мне удалось выбить у судовладельца задолженность по заработной плате мо-рякам в 7000 долларов. Но, наско-лько мне известно, он продолжает обманывать их и дальше.