"Шоколад" с изъяном, или сколько стоит труд моряка

Объектом очередной профсоюзной проверки в Новороссийском морском торговом порту стали суда как покрытые договорами стандарта Международной федерации транспортников, так и те, на которых про справедливые условия труда никогда и не слышали. В том, что такое бывает, в очередной раз убедились Игорь Холявка, технический инспектор труда Южной территориальной организации Российского профсоюза моряков, и Ольга Ананьина, инспектор МФТ в Новороссийске.

Контракт с дыркой
Навалочник "Altrany" под мальтийским флагом оказалось легко найти: он только встал под погрузку, а весь причал уже засыпан комочками измельченной руды. Экипаж, почти сплошь состоящий из одесситов, полушутя заявляет, что снабжает окатышами всю Европу. Но не этой фантастической возможностью они удивили проверяющих инспекторов. Оказывается, моряки этого балкера коллективным договором не защищены вообще, однако зарплаты у них приближены к ставкам Международной федерации транспортников (МФТ-ITF). Странно, ведь работая в Европе, судно нуждается в "голубом сертификате" МФТ как ни в чем другом. Почему же судовладелец - "Belstar shipping" - не торопится заключать полноценный коллективный договор, если его моряки и так "в шоколаде"? При более детальном осмотре судна и беседе с членами экипажа загадка быстро разрешается. Оказывается, хорошая зарплата - еще не весь "шоколад". Помимо нее МФТ в  свой коллективный договор вписало для моряков значительный соцпакет. Вот именно его-то  на "Altrany" и нет.
- Один пример: судовладелец  заставляет моряков "Altrany" страховаться перед рейсом за свой счет. Конечно, для субстандартного судоходства такой ход - уже прогресс, - рассказывает Ольга Ананьина. - Лучше с такой страховкой, чем вообще без нее. Но в нормальном договоре формата ITF моряка страхует работодатель. Избегая подобных затратных пунктов, ком-пания здорово экономит на моряках, что, естественно, не допустимо.
- В отсутствие коллективного договора условия труда и режим работы моряка полностью зависят от воли капитана и береговых работников компании, - дополняет Игорь Холявка, технический инспектор труда ЮТО РПСМ. - Предположим, сегодня снабжение хорошее, а завтра уже выходишь на разгрузку в рваных "трениках" и тапочках. Сегодня работаешь сколько положено, а на следующий день по воле "мастера"  без сна и отдыха вкалываешь все 24 часа в сутки. И даже не смеешь заикнуться об овертайме. Словом, говорить о полноценной защищенности моряков на "Altrany" нельзя.

А деньги где?
Следующие два судна - "Волго-Дон-5105" и "Сибирский-2131" - ходят под российским флагом.  И как ни странно, одно это уже настораживает инспекторов. Реалии сегодняшнего дня таковы, что именно на судне под национальным флагом условия на борту  все чаще оказываются хуже и ниже норм, одобренных МФТ.  И как следствие, именно под российским триколором зачастую находят пристанище давно махнувшие на себя рукой моряки. В первую очередь это происходит потому, что "защитой прав экипажей" здесь занимаются так называемые "желтые", или, проще говоря, карманные профсоюзы работодателя. Понятно, что на самом деле они и защищают только его интересы.

Поднимаемся и выясняем: на "Волго-Дон-5105" и на "Сибирском-2131" все не так плохо. Во всяком случае, соцпакет нормальный: пенсионные отчисления и медицинское обслуживание производятся. И экипированы моряки как и полагается: "шузы" с металлическими "носами", каски, комбинезоны. Голодом их тоже не морят. Однако при этом зарплаты на обоих судах - слезы. У матроса всего 600 долларов, 2000 - у капитана. 

В таких случаях задача профсоюзной инспекции - рассказать морякам, что они могут получать за свой нелегкий труд гораздо больше. Когда им сообщили о ставках, ниже которых МФТ опускаться не реко-мендует, народ встрепенулся и стал быстро складывать в уме, кому какая сумма полагается.

- Мне на родине в Костромской области шестьсот "баксов" с головой хватает, еще и остается, - начал было один из членов команды "Волго-Дон-5105", но осекся. Зерно сомнения в справедливости оплаты собственного труда было посеяно. Прорастет ли оно? Будем надяться.

Филиппинский камень преткновения
Зато на "Beluga Flirtation" их коллеги цену себе знают.  Это судно покрыто коллективным договором МФТ, а значит, зарплаты здесь должны быть на уровне и выплачиваться в срок. Именно это мы и собираемся проверить. Судну всего два года, так что технических нарушений здесь быть не должно. Кроме того, владелец - немецкая компания "Beluga shipping" - известен своими инновациями в области судоходства. То корпус прорезинят, то воздушного змея в качестве движителя запустят. И хотя на этой "Белуге" никаких чудес не оказалось, зато все было в образцовом порядке. В том числе и индивидуальные контракты. Кроме русского комсостава, здесь только филиппинцы, вечно улыбающиеся и  кивающие головами в знак согласия.  Однако, оказывается даже это согласие может стать камнем преткновения в решении проблемы психологической совместимости в многонациональном экипаже судна.

- Не смотрите, что они такие приветливые и доброжелательные, - бурчит капитан. - Только попробуй не заметить, что он на работу вышел не в "safety shoes". В первом порту он сам же и пожалуется, что капитан их не снабжает.

Таковы реалии современного судоходства: за всем нужен глаз да глаз, мелочей не бывает. К счастью, на "Beluga Flirtation" это хорошо понимают. Потому и работают по стандартам МФТ. А в конечном счете это выгодно и судовладельцу, и моряку.