Труд без опасности

С начала 2010 года к техническому инспектору труда  Южной территориальной организации РПСМ Игорю Холявка обратилось 52 моряка.

Основные жалобы: несвоевременная репатриация, несогласие моряка с компенсацией денежных средств за обучение и репатриацию. Каждая жалоба становилась поводом для серьезной проверки. Чаще всего, конечно, выяснялось, что моряки неправильно истолковывают собственный контракт. Однако в восьми случаях речь действительно шла о нарушениях со стороны крюинговых и судовладельческих компаний. Общая сумма долгов, которые с помощью ЮТО РПСМ были возвращены морякам только в этой связи - 15 тысяч 700 долларов.

Кроме того в Новороссийском морском торговом порту проведено уже З2 проверки судов под  удобным и российским флагами на предмет соблюдения трудового законодательства. Тенденция этого года – большое количество судов типа река-море, которые работают на коротком плече Азов – Новороссийск. И на большинстве из них одни и те же проблемы: мизерные зарплаты экипажей, которые  при этом оговорены в коллективных договорах «карманных профсоюзов».

Не менее важной является и работа по аттестации (сертификации) рабочих мест. В соответствии с действующим законодательством  и  коллективным договором ОАО «Новошип» техинспектор труда ЮТО РПСМ работает в аттестационной комиссии предприятия.

Хорошая практика последнего времени – тесное взаимодействие инспекторов РПСМ по Южному региону. Совместные проверки ЮТО РПСМ с новороссийским инспектором Международной федерации транспортников Ольгой Ананьиной в том числе. К ней тоже люди идут за помощью и по одному, и целыми экипажами. С начала этого года сумма «выбитой»  у недобросовестных работодателей задолженности по зарплатам составляет 245 000 долларов. Проверена 78 жалоб моряков: кто-то списался без денег, у кого-то проблемы с репатриацией. В том числе проводились и инспекции судов. Порой на помощь приходили не только коллеги из РПСМ, но и инспектора МФТ с другого конца России, а то и с другой стороны Черного моря. По такому сценарию проходила, к примеру, репатриация из Болгарии дальневосточного экипажа, который провел в Варне полтора года без денег и продуктов на борту брошенного судна.