Судьбу решил фрегат «Паллада»

Андрей Муратов, старший помощник капитана на «NSCentury», любит  свою профессию и искренне  предан ей. Боле того, он даже не против встать во главе новой морской династии, хотя сыну его пока только десять.

Старпом Андрей Муратов (в центре) всегда у руля- При этом сам я в свое время пришел в профессию исключительно из практических соображений: где еще можно хорошо заработать? Но это никогда не мешало мне сохранять романтические настроения в отношении моря. Я, конечно,  был под впечатлением от образа: капитан в форме, на мостике, кругом море и соленый ветер, - вспоминает он. - А уж когда на втором курсе пошел в кругосветку на фрегате «Паллада» – ну, тут уж судьба моя была решена окончательно.

Сразу после окончания «вышки» Андрей пришел в «Новошип» и вот уже пятнадцать лет бороздит моря и океаны. На танкере «Валерий Чкалов» он вырос до старпома. Среди своих учителей называет капитанов Игоря Валентиновича Яровенко и Виктора Викторовича Градусова.

- В любое время дня и ночи к ним можно было обращаться по всем вопросам - от навигации до погрузки,  - рассказывает Андрей. - Мне всегда импонировала их манера внимательно выслушать все мнения. И только потом принимать решения.

То, что один из важнейших вопросов - кадровый, Анрей Муратов понял, став старпомом.

- Когда в твоем подчинении вся палубная команда, волей-неволей начнешь задумываться и о вопросах воспитания, и о комфортном психологическом климате в коллективе, - говорит он. - Кадровый «пасьянс» - кого с кем и на какую работу направлять - один из основных инструментов. Очень важно, чтобы молодежь набиралась опыта у «стариков». А то ведь они все амбициозные: только учебу закончил, в пару рейсов сходил и уже мнит себя «морским волком». Но и «стариков» тоже полезно иногда встряхивать – чтобы ракушками не обрастали.

15 лет  Андрей делит свою жизнь между морем и берегом, и другой себе даже не представляет.

- Люблю свою работу, - уверенно говорит он. - Если бы мне предложили другую - на берегу и с той же зарплатой, что и в море, - ни за что не согласился бы. Мне нравится нести вахту, встречать рассвет на капитанском мостике. Мне нравятся наши чемпионаты по пинг-понгу между механиками и судоводами. Честно скажу, к концу отпуска мне уже хочется в рейс, и даже набившие оскомину проверки и инспекции на расстоянии кажутся чуть ли не приключением. А столько интересных людей встречаешь на своем пути! Вот на последней проверке «Shell» в Японии к нам пришел бравый дедуля. Ему по документам 80, но больше шестидесяти в жизни не дашь. По палубе живчиком бегает, недочеты ищет, а говорит так резко, как будто харакири делает. Но у нас на судне все основательно, так что даже этот грозный самурай остался доволен.

То, что для многих рутина, для Андрея Муратова - полная захватывающих событий и интересных людей жизнь. Если взяться книгу написать - Артур Хейли обзавидуется.

- На нашей работе всегда  есть место подвигу. Пару лет назад мы на «NSCentury» спасли яхтсмена. Пять утра. Мы только вышли из Гальвестона и тут сигнал «SOS» от терпящего бедствие американца. Когда мы подошли, бедняга уже отчаялся: его прогулочный катер по каким-то причинам оказался обездвижен и каждую минуту грозил пойти на дно, а у  него даже сигнальные ракеты кончились. «NSCentury» тоже пришлось несладко: Мексиканский залив весь просто истыкан нефтяными вышками, нашему капитану пришлось изрядно потрудиться, чтобы танкер смог приблизиться к яхте и мы пришвартовали ее к борту. Только тогда появился «CoastGuard», встал в отдалении от яхтсмена и давай его «в зубах таскать» по своему типовому опроснику. Час мучили, но пока он свой номер социального страхования, ИНН и еще уйму информации не вспомнил, они его на буксир не взяли.

Мы же потом кучу бумаги извели, объясняя фрахтователю наш вынужденный простой. Правда, потом нам из Береговой  охраны США пришло благодарственное письмо. Ну и на душе, конечно, праздник - все-таки мы с ребятами человеческую жизнь спасли.