Молодежный проект ЮТО РПСМ «Я выбираю море»

Основной закон электромеханика вывел на практике

Андрей Казаков – один из первенцев «морского колледжа». Этим летом он закончил обучение по программе среднего профессионального образования, которая появилась в Новороссийской морской академии имени Ф.Ф. Ушакова три года назад, и уже успел сходить в первый рейс.

- Жизнь складывается в точности  по пословице «Тяжело в учении - легко в бою», - говорит Андрей. - Учиться и правда было очень трудно. Ускоренная программа на практике – это по пять пар в день, плюс дополнительные занятия, плюс несение нарядов наравне с другими курсантами «вышки».

К концу обучения от группы из пятнадцати человек, в которой учился Андрей, осталось всего семеро электромехаников.

Очень важной оказалась и первая трехмесячная практика. Ведь, чтобы море стало вторым домом, важно чтобы оно не оттолкнуло при первом знакомстве. Андрей проходил ее на танкере «Академик Верещагин».

- Именно там я окончательно убедился: я не ошибся в своем выборе, - вспоминает Андрей Казаков. - Судно готовили к продаже, так что побегать пришлось будь здоров. Филиппины, Таиланд и Сингапур - вся эта экзотика прошла практически мимо меня. Я в это время крутил болты и скручивал провода. Конечно, это черновая работа, которую выполняет каждый электромеханик. Но чем больше я делал своими руками, тем лучше запоминал, и, что самое главное, тем больше втягивался в профессию. Здесь же я усвоил и «основной закон электромеханика»: главное в море – порядочность. Сделаешь работу тяп-ляп – и это сразу отразится на твоем сменщике, а потом и на всем экипаже.

В первую же практику курсанты выяснили: над английским еще нужно работать и работать. Поэтому, вернувшись к учебе, первым делом обратились к Олегу Степанову, директору департамента управления персоналом ОАО «Новошип», курировавшему проект СПО в «вышке», с просьбой добавить «английских» часов.

- Пароходство всегда шло нам на встречу. Нужны «судоводам» карты или штурманские инструменты – пожалуйста. Вот и здесь Олег Алексеевич добился для нас дополнительных часов на углубленное изучение английского языка, - рассказывает он.

На вторую практику Андрей уже рвался, даже специально первым сессию сдал. На этот раз он попал на танкер «Тимашевск». Оба стажировавших его штатных электромеханика как сговорились: гоняли Андрея по всей «машине» безжалостно. Заставляли штудировать электросхемы, эксплуатационную документацию, руководства. Но вот парадокс: он до сих пор благодарен Анатолию Капшуку и Григорию Пастуху  за такой  вот «не мягкий» подход. Больше того, Андрей с кадетской зарплаты в первом же порту купил себе «Asus» и под завязку загрузил его профессиональным софтом. Зато под конец практики он настолько освоился, что ему даже доверяли самостоятельно копаться в электрощитовой.

Но, конечно же, настоящей проверкой на собственную состоятельность в профессии стал первый рейс по завершении учебы. Тогда вместе с дипломом о среднепрофессиональном образовании Андрей получил хороший совет от своего преподавателя в академии, Сергея Владимировича Борисова, элекромеханика с двадцатилетним  стажем безаварийной работы:

- Самое главное никогда не теряться. Все, что сделано руками человека, можно исправить.

Совет пригодился ему в первом же рейсе, когда хочешь – не хочешь, а проявлять себя в нестандартной ситуации пришлось:

- Я попал на «Тихвин», - рассказывает Андрей. – Этот танкер «в годах», готовился на продажу. И вот однажды во время перехода через Атлантику один из генераторов вдруг вышел из строя и судно встало. Аврал! Неисправность нашли в считанные минуты. Всей машиной нам довольно оперативно удалось устранить ее и уже через полчаса «Тихвин» шел своим курсом, даже топливо не остыло.

Достойный труд и оплачивается достойно. Даже если молодой моряк только начинает в выбранной им профессии, она практически сразу позволяет ему довольно уверенно строить планы на будущее. Андрей в этом убедился лично.

- Тогда, в августе 2007 года, став курсантом роты СПО, я принял самое верное решение в своей жизни, - говорит он. - Этот проект «Новошипа» уже дал мне хорошее образование. Ну, а самое главное, я обеспечен работой на ближайшие годы. Причем в преуспевающей компании, которая своих моряков не обманет и не бросит.

К сведению:

Первый выпуск «морского колледжа», совместного образовательного проекта компании «Новошип» и Новороссийской морской академии им. Ф.Ф. Ушакова, состоялся летом 2010 года.

На начало обучения в 2007 году в роте СПО насчитывалось более шестидесяти курсантов, из которых 42 – это ребята, заключившие контракт с пароходством. Среди них есть те, кто отслужил в армии или только закончил школу, некоторые -  со среднетехническим или даже высшим образованием. Самому старшему на момент поступления в СПО было 27 лет.

Обучение курсантов «колледжа морского образования» финансирует Новороссийское морское пароходство. Около половины суммы, затраченной на обучение,  выпускник позже будет обязан вернуть. За два года и десять месяцев курсант получает специальность с последующим трудоустройством на суда компании. На занятия в аудиториях выделено около полутора лет, остальное – практика, ее прохождение гарантировано. В рейсе курсант  закрепляет полученные знания, но, что немаловажно, еще и зарабатывает деньги.

Ускоренная подготовка специалистов среднего звена (техников-судоводителей, техников-судомехаников и техников-электромехаников) при сохранении ее качества стала возможной за счет интенсификации обучения. Первый выпуск подтвердил: ориентация обучения моряков на нужды компании - прием весьма эффективный. 28 выпускников роты СПО уже стали полноправными членами экипажей судов СКФ.