День первый. Фокус с чужой зарплатой

На Черном море продолжается профсоюзная акция в защиту трудовых прав моряков.

В первые дни инспекторы Международной федерации транспортников (ITF) и представители национальных профсоюзов, в том числе Южной территориальной организации Российского профсоюза моряков (ЮТО РПСМ), провели проверки на 11 судах в портах  Новороссийск, Ейск, Таганрог и Ростов-на-Дону.

В поле зрения попали суда преимущественно с турецкими, украинскими и российскими экипажами. Коллективные договоры на большинстве из них отсутствовали – это весьма характерно для субстандартного судоходства на Черном море. «Профсоюзная морская газета» в рамках собственного Черноморского проекта «Темная сторона Черного моря» дала подробный анализ ситуации, ее причин и следствий («Темная сторона Черного моря», «Кто ловит рыбку в мутной воде?», «Контракт в другое измерение» - публикации на сайте от 31 октября,20 ноября и 4 декабря).

По результатам первых же профсоюзных проверок выявлены следующие проблемы. Демпинговая заработная плата. На теплоходах Erna, Amur 2507, Amur 2524 и Volgo-Balt 242, которые стоят сейчас в Ейске, матрос первого класса зарабатывает не больше 450 долларов - это ниже нижнего предела. Компания MD Shipping - владелец этих судов – уже вошла со своим флотом в список судов, на которые МФТ настоятельно рекомендует морякам не трудоустраиваться. Так вот, три судна из четырех, проверенных в Ейске – из этого самого списка. По итогам проверки судовладельцу направлен нотис о необходимости проведения переговоров по подписанию коллективного договора.

Долги по заработной плате. И снова MD Shipping. Морякам с ее т/х Focus (он также входит в список) показали такой фокус, что Кио отдыхает - 17 тысячами долларов невыплаченной зарплаты судовладелец распоряжался по своему усмотрению, пока не вмешался профсоюз. Погасить долг перед всем экипажем судовладелец поклялся еще до окончания Недели профсоюзных действий. Жалобы на невыплату зарплаты поступили и с теплохода Shoksha: здесь моряку задолжали 12 тысяч долларов. Судовладелец, Kent Shipping, попадался на этом уже много раз. После чего и вошел и вошел со своим флотом в список МФТ. В рамках кампании «Черное море позора» профсоюзы теперь проверяют условия труда и быта моряков на судах из этого списка, с последующим информированием о положении дел на борту судов администраций государств флага. Что будет сделано и в этот раз.

У турков отличился балкер Can Yucel. Проблем с зарплатой, как уверяет капитан Gencol Ozgure, нет. Однако отсутствие спецодежды у моряков и даже вахтенного у трапа доказывают: соблюдения конвенций на субстандартном флоте Черного моря просто нет.