Удобному флагу стало неудобно

С 1 по 5 декабря  в портах стран Черноморского региона прошла Неделя профсоюзных действий в защиту трудовых прав моряков. Кампания под эгидой Международной федерации транспортников проводится на Черном море в третий раз. И уже во второй - в этом году.

Она  стартовала одновременно в крупных портовых городах Украины, Румынии, Болгарии, Турции, Грузии и России. В ней приняли участие инспекторы МФТ, представители морских профсоюзов стран Черного моря, в том числе и Южной территориальной организации Российского профсоюза моряков. Цель Недели действий – сделать работу плавсостава на Черном море безопасной и хорошо оплачиваемой.

Сейчас в регионе фактически существует два разных мира для моряков. В одном мире серьезная организация труда на конвенционных судах, где применяются все международные правила и стандарты, – это международный рынок. В другом мире стандартам не соответствует абсолютно всё: здесь воды бороздят суда, не способные пройти ни одной инспекции, а оперируют ими судовладельцы,  действующие в обход конвенций и правил. А когда такие способы хозяйствования калечат моряков, они запросто уходят от ответственности. Проект МФТ «Черное море позора» возник именно поэтому. И именно поэтому второй раз за год морские профсоюзы стран региона проводят свою акцию в защиту прав плавсостава на справедливые условия труда.

- Многолетняя практика нарушений, включая системную невыплату заработной платы и многочисленные аварии с человеческими жертвами, заставила федерацию обратить на Черное море пристальное внимание, - рассказала Ольга Ананьина, инспектор МФТ в Новороссийске. - Чаще всего такое практикуется под удобным флагом, он позволяет уходить от ответственности почти всегда. Мы проверили условия труда и быта моряков на судах под удобными флагами. Особое внимание уделялось наличию коллективного договора,  трудовым контрактам о найме и их оформлению.

За неделю в российских портах было проведено 65 инспекций. ЮТО РПСМ проверила соблюдение трудовых прав моряков на 43 судах в портах Новороссийска, Ейска, Темрюка и Порта Кавказ. В поле зрения попали преимущественно турецкие, украинские и российские экипажи.

Фокус с чужой зарплатой

Основные проблемы, с которыми столкнулись проверяющие, - отсутствие коллективных договоров и демпинговый уровень заработной платы (от 450 долларов для рядового, т.е. в четыре раза ниже того, который во всем мире принят как справедливый).

На теплоходах Erna, Amur 2507 и Amur 2524, которые стояли на момент проверки в Ейске, матрос первого класса зарабатывает не больше 450 долларов - ниже нижнего предела. Компания-судовладелец - MD Shipping - уже вошла со своим флотом в список судов, на которые МФТ настоятельно рекомендует морякам не трудоустраиваться. Три судна из четырех, проверенных в Ейске – из этого самого списка.

Еще одна наиболее распространенная проблема - долги по заработной плате. И снова MD Shipping. Морякам с ее т/х Focus (он также входит в список) показали такой фокус, что Кио отдыхает - 17 тысячами долларов незаконно задержанной зарплаты судовладелец распоряжался по своему усмотрению, пока не вмешался профсоюз. Жалобы на невыплату зарплаты поступили и с теплохода Shoksha: здесь моряку задолжали 13 тысяч долларов.

- Переговоры с судовладельцем - компанией Kent Shipping - шли целую неделю, в конце концов, он капитулировал: моряку Shoksha деньги перевел, - рассказывает Ольга Ананьина. - Kent Shipping попадался на этом уже много раз. Здесь считается абсолютно нормальным не платить зарплату шесть - девять месяцев. А затем списывать моряков без гроша в кармане.

Kent Shipping также вошел со своим флотом в список МФТ. Теперь инспекторы федерации проверяют условия труда и быта моряков на судах из этого списка при каждом заходе в порт, имеющий представительство профсоюза. С последующим информированием администраций государств флага о положении дел на борту.

Надо сказать, что усилия МФТ и национальных профсоюзов стран Причерноморья, действующих под ее эгидой, уже начали приносить первые плоды. Во время Недели действий пришло сообщение от администрации Белиза, под флагом которого ходят суда Kent Shipping. Белиз обеспокоен подобным отношением к морякам со стороны компании и планирует ввести для ее судов временный запрет на судоходство под флагом этой страны. Такой всемирной славы не хочет себе даже удобный флаг!

Блеск и нищета под флагом Мальты

Неделя проверок в пяти российских портах, десятки инспекций. И только один «нормальный пароход», на котором права моряков защищены коллективным договором стандарта Международной федерации  транспортников, а жалоб нет. Сухогруз Аnnetta явился редким исключением из общего печального черноморскогоправила: на судне под мальтийским флагом, укомплектованном украинским экипажем, зарплата матроса - 1800долларов.

Для сравнения: матросу на Lider Ibrahim, пароме под флагом Танзании, выгружавшем томаты у причалов Новороссийского судоремонтного завода, например, платят… от 500 до 750 долларов в месяц.  Почему такой разброс? Да потому что за 750 надо еще в порту за докера поработать. Тогда можно и на сверхурочные рассчитывать. Является ли это нарушением международных норм? Да, и серьезным. Но здесь, как на многих субстандартных судах в регионе, как на сухогрузе Son-1 под флагом все той же Мальты - он стоит у соседнего причала – такие правила.

- Морякам во всем мире категорически запрещено участвовать в погрузо-разгрузочных операциях. Во-первых, они в этом не профессионалы, для них это дополнительный риск для здоровья и жизни, а во-вторых, выполняя работу докера, они фактически отбирают хлеб у своих коллег, - рассказывает Ольга Ананьина. - Однако на Черном море это норма. Даже этим мизерным зарплатам турецкие моряки рады, главное чтобы платили в срок.

Капитан Lider Ibrahim Нехир Ясин молод, ему тридцать три. В нашем регионе работает больше пяти лет, о ситуации на местном рынке труда прекрасно знает.

- Что говорить, зарплата, и правда, маловата, - вздыхает он. – Офицерам еще хоть как-то, а вот рядовым не позавидуешь: работы много, денег мало. Компенсацией можно считать то, что паром постоянно работает на линии Новороссийск - Самсунг, каждую неделю мы приходим в «домашний» порт и можем видеться с семьей.

Увы, вряд ли это компенсация. Аnnetta, на которой платят в 4 раза больше и строго следят за режимом труда и отдыха экипажа, работает в том же регионе и в схожем режиме.

Арабские экипажи из Сирии и Египта, с которыми профсоюзные инспекторы также познакомились во время проверок, в еще более сложном положении.  К плохому снабжению, нищенским зарплатам (на Kareem R стюарт трудится за 450 долларов), аварийным судам  добавились проблемы, порожденные политической обстановкой в этих странах: работы нет, банковской системы нет, зарплату наличными передают либо членам семьи, либо самим морякам, что равно неудобно и опасно в условиях революций.

В этом основная проблема Черноморского региона: слишком много людей готовы отдать свой труд очень и очень дешево.

Неспортивная команда

Рудовоз Can Yucel под турецким флагом, стоявший под погрузкой на западном районе Новороссийского морского торгового порта, потряс нас буквально с первых шагов. Серьезные нарушения международных конвенций начались прямо у трапа - там отсутствовал вахтенный матрос. Как говорится, заходите, выносите (или приносите) все, что угодно. Первое же знакомство с экипажем свидетельствует: у моряков проблемы со снабжением. Спецодежда и спецобувь отсутствуют, все как на подбор одеты в рваные кеды, старые треники и потрепанные толстовки. Это также  серьезное нарушение и международных норм безопасности на море, и трудовых прав моряков. Ну, а дальше пошло-поехало. Коллективный договор на судне, конечно, отсутствует. Знакомимся с капитаном Gencol Ozgure, он заверяет нас, что с выплатой зарплат у экипажа никаких проблем нет.

- Судя по тому, как поставлены на этом судне дела, вряд ли это так, - говорит технический инспектор труда ЮТО РПСМ Игорь Холявка. - Международные конвенции на этом судне не просто  не соблюдаются, ими открыто пренебрегают.

Зарплаты, разумеется, субстандартные. Моряки, тем не менее, жалоб не имеют. Почему?

Ответ получаем от Олега Ермоленко, старшего механика сухогруза Annetta. Он уже давно работает в регионе, о ситуации с субстандартным судоходством прекрасно осведомлен.

- Такие суда по три-четыре в год тонут. Конечно, люди идут работать на эти ржавые корыта не от хорошей жизни,- рассказывает он. – Особенно тяжело молодым:без опыта работы устроиться в приличную компанию практически невозможно. Выход один – учиться. Случайные люди разве что на случайные заработки могут рассчитывать. Станешь асом в своей профессии, научишься просто уважать и ее, и себя, и море, которое ошибок не прощает, – тогда сможешь и выбирать.  

Кампания в защиту трудовых прав моряков в рамках проекта МФТ «Черное море позора» ставит своей задачей направить судоходство в регионе в цивилизованное русло: закрепить ставки оплаты труда моряков на международном уровне, снизить травматизм и аварийность, добиться для плавсостава обязательного страхования жизни и здоровья. Ничего невероятного, стандартный пакет для европейских моряков. На Черном море он тоже станет стандартным – пусть не завтра и даже не через год. Каждая проверка, в ходе которой было установлено нарушение трудовых прав плавсостава, закончилась непременным нотисом в адрес судовладельца. Неделя закончилась, суда давно ушли, работа продолжается.         

Коллективный договор на Can Yuce впервые увидели в руках инспектора РПСМ
К экипажу танкера Бавлы у технической инспекции труда РПСМ нареканий нет.
Стармех Аnnetta Олега Ермоленко (справа) на ржавом корыте работать не будет.