"Мне как молодому специалисту была очень важна поддержка"

"Мне как молодому специалисту была очень важна поддержка"

19 апреля 2021 в 11:19

«Мне как молодому специалисту была очень важна поддержка…»

 Неопытность и неуверенность в своих силах – вечные спутники выпускников учебных заведений при поиске первого рабочего места. Они могут дополнительно усугубляться отношением в экипаже, когда в первом рейсе в должности молодой специалист не находит понимания и поддержки. Второй помощник Артем Зерщиков уверен: огромную роль в адаптации молодежи играет личность капитана.

Артем – потомственный моряк. Однако его путь на флот нельзя назвать простым и предсказуемым.

Крутой вираж

«У меня в семье все мужчины моряки: дед, отец, оба дяди, однако сам я почему-то мечтал работать стоматологом и о море даже не думал, – рассказывает о себе Артем. – А пошел учиться из практического интереса: после 9 класса решил поступать в колледж. Стал выбирать. Но чтобы стать врачом, нужно идти в ВУЗ, а я не хотел сидеть на шее у родителей еще два года. При этом у меня были хорошие баллы для поступления на бюджет. Вот так я оказался на судоводительском факультете в Ростове».

Первый рейс кадетом Артем запомнил: испытал чувство сродни шоку. «Изоляция, бешеный темп работы, отсутствие свободного времени – мне было меньше 20 лет, и я совершенно не готовил себя к такому ритму, – вспоминает первую практику молодой специалист. – Рейс наш продлился 3 месяца, я и втянуться-то толком не успел. Понимание пришло ко мне уже во время второго рейса, когда я пошел работать матросом. Мне нужно было набрать ценз, и я оставался на борту 8 месяцев. Вот тогда привык. Но был и один серьезный минус: мне как молодому специалисту была очень важна поддержка, а в экипаже собрались разные люди. Некоторые считали, что к рядовым можно относиться несколько пренебрежительно. Мне кажется, психологическая готовность человека занимать руководящие командные должности должна иметь решающее значение при его назначении. Потому что многие к этому просто не готовы. Имея какие-то детские комплексы, они дорываются до власти и начинают вести себя  неуважительно по отношению к тем, кто ниже по должности».

После выпуска Артему пришлось прервать  едва начавшуюся карьеру – он ушел в армию. И перерыв сделал свое дело.

Счастливый случай

– После армии я пошел учиться в ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, параллельно искал работу, – продолжает Артем Зерщиков. – Шло время, и тут я узнал, что в Новороссийске открылся филиал компании «ИНОК ТМ». Приехал, побеседовал с руководителем. У меня были действующие рабочие документы, но из-за отсутствия опыта брали снова матросом.

Артем был рад и этой возможности. Вместе с новороссийским поваром, ростовским матросом и двумя петербургскими членами экипажа его посадили на новый сухогруз Pola Maria, только что принятый с постройки на заводе в Нижнем Новгороде.  Судно загрузилось в Тольятти, оттуда отправилось в Данию, потом в Великобританию, а затем по Волге в Баку.  

– На Pola Maria я получил важный опыт работы с официальной версией электронной картографии, – говорит Артем. – Все оборудование новое, и в машине, и на мостике все автоматизировано по последнему слову техники. Вместе со старпомом мы стояли морские и речные вахты, я старался во все вникать, помогать.

Здесь же Артем увидел совсем другое отношение.  Петербургский капитан Василий Дроздов дал матросу понять: молодому специалисту не страшно чего-то не знать, важно спрашивать и учиться. «Меня это приятно удивило: к капитану можно подойти и задать какой-то вопрос! – вспоминает Артем. – Мой предыдущий опыт говорил о том, что на флоте такое отношение между руководителем и подчиненными редкость». 

На Pola Maria повезло моряку и в продвижении: ему предложили заменить второго помощника, которому по семейным обстоятельствам нужно было списаться раньше. «Но у меня возникла дилемма: заканчивался мой первичный диплом оператора ГМССБ, и нужно было сходить в должности, чтобы получить 3 месяца стажа, – объясняет Артем. – А здесь сначала предложили поработать на замене всего месяц. Пока мы обсуждали возможности продления, мне поступило предложение от бывшего работодателя: целый контракт вторым помощником».

Артем признается: все решили какие-то минуты. Как только он дал согласие предыдущему работодателю, в тот же момент поступило предложение остаться на три  месяца на Pola Maria. «Конечно, я бы с удовольствием остался в «ИНОК», на новом судне с лицензированным оборудованием, – продолжает он. – Но в море многое происходит по воле случая. Просто я не мог подвести людей, и раз уже согласился, то пересел в Ростове на судно другой компании».

Черное море

Судном, на котором продолжил свою работу Зерщиков, стал 30-летний теплоход «Сормовский». На вопрос, не страшно ли было за свою жизнь – на волне трагедий, происходящих со старыми пароходами в Черном море, Артем признается: такие мысли заставляют держать себя в тонусе и с двойным вниманием следить за безопасностью. «Когда начинал работать, помню, не проверил толком пожарные рукава, – рассказывает он. – Матрос начал их красить и заметил трещину, разгерметизацию. Хорошо, что не произошло никакой аварийной ситуации, но с тех пор  я каждый раз проверяю все вверенное мне оборудование, потому что невнимательность к безопасности может позже серьезно аукнуться».

На «Сормовском» Артем вернулся к тому, от чего так хотел побыстрее уйти. Вышестоящие члены экипажа сразу дали ему понять: твои проблемы ты будешь решать сам. «Это был первый рейс в должности, действительно сложный, но никто не помогал, не слушал, не подсказывал, – вспоминает моряк. – Потом я понял: спрашивать не имеет смысла, решал свои затруднения самостоятельно, полагаясь на знания и предыдущий опыт. С ностальгией вспоминал капитана Pola Maria».

Карьерная модель для молодежи

Сейчас Артем сдает сессию и снова собирается в рейс. Он рассуждает о том, как трудно получить требуемый в крупных компаниях опыт: «Парадокс состоит в том, что выпускников без опыта берут только на теплоходы а-ля «Сормовский», а потом в больших компаниях говорят: для нас это не опыт, идите-ка сначала матросом. Но нет гарантии, что на балкерах, контейнеровозах или танкерах я не засижусь в матросах. В продвижении ведь большое значение имеет взаимодействие с капитаном, но капитаны тоже разные попадаются. Получается, велик риск так и остаться матросом и просто потерять время. Поэтому я для себя решил продвигаться маленькими шажками, но в должности, чем снова идти рядовым и ждать повышения, которого может и не быть».

Сейчас Артем прагматично смотрит на свою работу. Говорит, что романтика, конечно, была, но быстро испарилась. «Сначала ты ловишь эту красоту, закаты, единение с природой, но потом все приедается, и ты просто выполняешь свои обязанности, – делится он. – Но мне нравится видеть новые места, города, встречать новых людей, а по сути каждый новый контракт приносит новое знакомство. Меняются люди вокруг тебя, и ты сам меняешься. Мне кажется, на флоте я стал взрослее».

МОРСКАЯ ГАЗЕТА №5 (645)