Борис Текучев
Борис Текучев
Капитан

Борис Текучев, капитан танкера «Тверской бридж» (ПАО «Новонип») моряк в третьим поколении. Один дед -  стармех, другой - моторист, отец -  донкерман на «НС Конкорд», дядя - капитан. Хотя в юности и были крамольные мысли стать хирургом, но подвели оценки по биологии, зато знания по математики и физики были выше всяких похвал. Что и говорить, от такой наследственности никуда не денешься.

В 2006 году после успешного окончания Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова  Борис Текучев начал карьеру на флоте. Его первым судном стал танкер «СКФ Саяны». Молодой четвертый помощник свой первый рабочий день в должности запомнил очень хорошо.

-Это был вполне себе прозаичный, а для опытного моряка  даже рутинный день, но для меня на тот момент – это одно из самых ярких впечатлений в жизни, -  вспоминает Борис. - Мы вышли после погрузки из нефтегавани Шесхарис в открытое море. Началась моя вахта. Ясный тихий день, видимость миль десять-двенадцать – в общем, навигационная обстановка самая что ни есть  благоприятная. В связи с этим, капитан Тимофей Иванович Пронченок решил, что на мостике я справляюсь без него. Вот в тот момент я и понял, что  уже не за партой, что игрушки кончились, а я стою за штурвалом стопятидесятитысячной махины. Такие мысли довольно резко меняют отношение к жизни.

На каждом этапе карьеры  Борис Текучев встречал людей, которые направляли молодого специалиста в нужное русло. На «Петродворце», когда он  работал вторым помощником, таким человеком стал капитан Михаил Анатольевич Фаршаков. Как и всякий хороший капитан, он «растит» специалистов.

- Понимая, что когда-нибудь из вторых я уйду в старпомы, он подбирал мне соответствующие задания. - рассказывает Борис Николаевич. - Благодаря работе с ним, я глубже вник в коммерческую сторону дела: стал лучше разбираться с договорами charter party и  зонами ответственности между судовладельцем и фрахтователем по доставке, погрузке, выгрузке и размещению груза.

Сейчас, когда  Борис Текучев стал капитаном, он осознал, что переход от должности  второго помощника к старпому прошел для него куда напряжение, чем впоследствии от старпома к капитану. В первый рейс старпомом он пошел в 2011 году на крупнотоннажном челночном танкере «Павел Черныш».

- Афрамакс возил светлые грузы по юго-восточной Азии, - вспоминает он. - Уже тогда я почувствовал, что груз ответственности куда тяжелее, чем в те дни, когда я впервые поднялся на мостик «СКФ Саяны». Да и работы прибавилось. В первую очередь, конечно же, увеличился объем документооборота. Более плотное общение с грузовыми мастерами и сюрвейерами тоже требовало определенной сноровки. Но благодаря помощи капитана Дмитрия Анатольевича Павлова в организации грузовых операций  я быстро втянулся в обязанности грузового помощника.

В дальнейшем Борис Николаевич работал на серии «бриджи». Это специфические суда, с  нестандартным расположением грузовых танков, требующие  особого  грузового плана. Благодаря работе на них багаж будущего капитана полнился рядом полезных навыков.

- На «Театральном бридже» я трудился бок о бок  с  капитаном Сергеем Николаевичем Селезневым. – вспоминает Борис Текучев. - Он самый большой мастер грузовых операций, которого я когда-либо встречал. Предпочитает сам находиться в ПУГО во время погрузки. Так как до этого я специализировался на линейных грузовых системах, лучшего учителя мне было не найти, что бы освоить FRAMO.

А еще, работая на «Театральном бридже» Борис крепко сдружился со вторым механиком Игорем Конфино и старшим механиком Николаем Калмыковым. Как и всякая хорошая дружба, она была взаимовыгодна.

- Пользуясь длинными переходами, механики проводили много времени на палубе, проводя плановый ремонт. – рассказывает Борис Николаевич. - Так как хороший механик  никогда не бывает против лишней пары рук, то я вызвался им помочь. Конечно же, в этом был и мой интерес. Облазив вместе с ними палубу,  я столько нового узнал о грузовой системе «Театрального бриджа». Теперь за абстрактными показаниями каждого датчика в ПУГО я видел конкретный участок  трубы, конкретный клапан.

Длительное время Борис Текучев работал на танкере «Торговый бридж», который возил нефтепродукты  из восточной Африки в Азию. И хотя знаменитый пиратский регион около Сомали задевали только  по касательной, воспоминания не самые приятные.

- На борту чувствовалось напряжение, - рассказывает он. - Не удивительно:  вооруженная охрана на палубе, колючая проволока на леерах.  Вся охрана бравые русские ребята, как правила с армейским опытом. Думаю благодаря их присутствию за те несколько контрактов, что я работал на «Торговом бридже», мы не столкнулись ни с одним подозрительным судном.

В 2017 годуБорис Николаевич  первый раз пошел в рейс в должности капитана. Перед этим он прошел стандартные  тесты и собеседования, оценку на тренажерах в  УТЦ «СКФ Новошип Тренинг». И под конец, после  встречи и беседы в Москве с руководством пароходства -  Сергеем Франком и Юрием Цветковым - Текучев получил из их рук  диплом и погоны капитана.

На танкере «Тверской бридж» первые несколько недель его обкатывал старый знакомый, капитан Сергей Селезнев. Вместе с ним Текучеву досталась и слаженная высокопрофессиональная команда, в чем Борис Николаевич очень быстро убедился - регион плавания выдался не из легких: Малаккский пролив, Южно-Китайское море. Траффик, как известно, здесь сумасшедший, что не удивительно - ведь это основной путь, соединяющий Индийский и Тихий океаны, самый быстро развивающийся регион на планете.

- В этом рейсе я не раз вспоминал, как  на собеседовании в Москве Юрий Александрович Цветков спросил - не жалею ли я, что работаю на «малышах»? Конечно же, нет.  В этом рейсе мне столько раз приходилось видеть, как какой-нибудь трехсоттысячник проходит Малаккский пролив - да от него просто все разбегаются. А он спокойно продолжает идти по прямой. Нам же, «малышам» в пятьдесят тысяч тонн дедвейтом, приходится постоянно маневрировать. Да за один рейс на «Тверском бридже»  можно такой навигационный опыт получить, какого на том же VLCC за всю жизнь не будет. Поэтому я считаю, что  работа на таких судах как «бриджи», ценнее многих других.