Ксения Коимчева
Ксения Коимчева
Третий помощник

Отца Ксении Коимчевой раздирают противоречия. Будучи инженером-строителем он хорошо понимает, что женщине в чисто мужской коллектив вписаться нелегко. С другой стороны он страшно гордиться дочерью, четвертым помощником капитана в компании СКФ Новошип.

«Мой капитан!» - именно этими словами он  каждый раз встречал дочь, когда она возвращалась из рейса: сначала в должность  кадета, потом - младшим офицером. И каждый раз после короткой паузы он с надеждой спрашивает дочь: «Ну что, теперь, может, на берегу себя попробуешь?» И Ксения  обещает, что когда дослужиться до старпома (а еще лучше - капитана), вот тогда и подумает  о «береговой» карьере.

Ксению часто донимают расспросами: «Зачем ей такая неженская доля? Что она хочет этим доказать?» Ответ на них она дает самый что ни на есть прагматичный и понятный всем мужчинам:

- По своим способностям я могу найти достойную зарплату только в море.

А способностями Ксения не обделена: в школе всегда  была обязательным участником олимпиад по математике, имеет разряд по шахматам и, вообще, склад ума настоящего инженера.

- Мне повезло: во-первых, мой выбор профессии поддержала моя мама. А во-вторых, когда я закончила школу в 2009 году, в Государственном Морском Университете имени Федора Ушакова впервые стали набирать девочек на очное отделение  по специальности «судоводитель». Как будто специально для меня, - рассказывает Ксения. – «Вышку» я закончила хоть и не с красным дипломом, но без троек. Во время учебы познакомилась с будущим мужем: сейчас  он тоже работает четвертым помощником в компании Samos. Он полностью меня поддерживает. Мы оба считаем, что любая семья только выиграет, если в ее бюджет привнести дополнительный  доход.

Хорошим стартом в своей карьере Ксения считает плавпрактику. Она проходила на судах Unicom. Когда она пришла в офис компании устраиваться на практику, то даже не знала куда идти, и поэтому просто постучала в двери самого большого кабинета. Оказалось, что он принадлежал капитану-наставнику Тимофею Пронченку. Тот выслушал молодую особу и сразу начал задавать вопросы по Международным Правилам предупреждения столкновений судов в море. И когда Ксения начала отвечать на вопросы, ответы на которые третьекурсник еще знать не должен, он понял, девушка старается не ради отметки в зачетке, а всерьез настроена работать в море.

Направили ее на танкер  SCF Surgut. Судно оказалось «хорошее»: частые заходы в порт и погрузо-разгрузочные операции, работа в открытом море, в том числе и длинные переходы – в общем, Ксения имела возможность наблюдать множество разнообразных операций. А самое главное, Ксению практически сразу допустили к штурвалу.

- Уже через неделю мне пришлось сдавать  строгий экзамен, по результатом которого я получила сертификат вахтенного матроса с правом стоять на руле, - вспоминает Ксения. – Все «топы» (старшие  офицеры) нещадно «гоняли» меня и по принципам несения ходовой навигационной вахты, и по обязанностям впередсмотрящего, и по безопасности жизнедеятельности. После чего меня официально допустили к обязанностям вахтенного матроса первого класса.

Надо отдать должное Ксении: никто из ее одногруппников такой документ с первой практики с собой не привез. При этом она знакомилась и с обычной для рядового матроса работой: наблюдала за швартовыми операциями, красила палубу. Тут же на SCF Surgut открыла для себя любимое хобби многих моряков – рыбалку.

- Удочку мне дал капитан, - рассказывает Ксения. - Первый же опыт оказался удачным: вытащила  шесть жирных  скумбрий и с гордостью отнесла их на камбуз, чтобы повар приготовил экипажу на второе. В общем, почувствовала себя настоящей кормилицей. И хотя сейчас у меня на хобби совершенно нет времени, не исключаю, что в недалеком будущем буду ездить на судно со своим спиннингом.

Действительно, в дальнейшем времени на баловство вроде рыбной ловли у Ксении Коимчевой не было вовсе. В свой первый рейсе в должности она попала на «Петрокрепость». Первая вахта началась через час после того, как она приехала на судно.

- Пришлось принимать дела в самый разгар судовых операций, вникать, как говорится, с ходу, - вспоминает четвертый помощник. - Этот был трудный день и он задал тон всему рейсу. К примеру, за весь контракт даже  на берег ни разу не вышла. Хотя, честно сказать, меня особо и не тянуло. Ведь я знаю себя, если бы вышла, все время переживала бы: как там на судне дела?

Первое что сказали Ксении, когда она попала на борт:  с капитаном тебе повезло.  Владимир Даценко действительно оказался для нее образцом «мастера».

- У него мостик работает  как по нотам, - рассказывает Ксения. - При этом никакой суеты,  все разговоры только по делу. Я особо благодарно ему за то, что  он поверил мне, по сути «салаге», и свою вечернюю вахту я стояла без «страховки» - без старпома (правда с хорошим и опытным матросом). Кроме того Владимир Анатольевич регулярно, за полчаса до конца моей утреней вахты, приходил на мостик и устраивал брифинг. Благодаря им я много нового узнала и о работе с картами, и о прокладке.

Конечно, у молодого «бумажного» помощника случались и накладки. Долго, к примеру, в таможенной декларации закорючку не в том месте поставить? Но Ксения всегда чувствовала, что может положиться на старших товарищей:

- На «Петрокрепости» меня окружал отличный профессиональный коллектив. Самое главное они не жадничали и охотно делились своими профессиональными секретами. Благодаря старпом Кирилл Бевзюк я много узнала о работе грузовой системы. И наверное, никто не знает работу приборов мостика лучше второго помощника капитана Сергея Мурко. А увязавшись «хвостом» за третьим помощником Алексеем Донских  я чего только не узнала о работе safety-оборудования.

За время первого в должности рейса Ксения Коимчева в своем выборе профессии не разочаровалась. В целом, она была готова к стрессу и нагрузкам, сопровождающим профессию моряка.

- В свой первый рейс поняла, что мне в море не хватает выходного дня, - рассказывает Ксения. - Не знаю, как бы я его потратила, но как минимум бы выспалась.

Но к концу рейса она уже точно знала, что другой работы, кроме как в море, она для себя не видит.

- Я поняла, что женщинам эта профессия вполне по плечу, - рассказывает Ксения. -  Более того, женщины терпеливее мужчин, а это незаменимое качество для карьеры морского офицера. Конечно, морально нам сложнее. И с некоторыми вещами – например, что ты всегда будешь в экипаже белой вороной - нужно просто смириться. Но, если в любой ситуации оставаться профессионалом, все получится.