Виктор Форый
Виктор Форый
Старший механик

10 месяцев до земли

Моряк вернулся домой благодаря помощи профсоюза.

Старший механик Виктор Форый мог бы вообще не попасть в карантин в море – он планировал уйти в рейс еще в октябре, но по семейным обстоятельствам задержался на пару месяцев на берегу. В результате его рейс на танкере Athens Voyager под флагом Панамы начался в декабре прошлого года. А закончился только этой осенью.

Хождение по портам

Всю зиму танкер с филиппинцами, российскими старпомом и стармехом и капитаном из Индии находился в Венесуэле. Затем был океанский переход до Малайзии, и новости доходили до экипажа в очень скудном объеме. «Мы практически не знали о введении карантинных ограничений, тем более о том, как строго все это в реальности, – вспоминает старший механик. – Когда пришли в Малайзию, и нас не выпустили на берег, то поняли: что-то происходит. Однако это было самое начало карантина, и мы надеялись, что вот-вот все встанет на свои привычные места».

Надежды растаяли в следующем порту захода – Сингапуре, где моряков, включая россиян, должны были поменять. «Никаких смен, никакого схода на берег, потому что для местных мы представляли угрозу их здоровью, – говорит Виктор Форый. – Но специфика работы моряков как раз и состоит в длительной изоляции, иногда даже дольше, чем это предписано введенными санитарными правилами. Мы были на переходе больше месяца, в Малайзии не выходили, однако в эти детали никто в администрации порта вдаваться не стал».

В Эмиратах, куда судно отправилось из Сингапура, карантинные ограничения, вопреки ожиданиям моряков, оказались еще строже. «Здесь мы действительно осознали всю серьезность происходящего, – рассказывает моряк. – Представители портовых властей в Фуджейре сказали нашему капитану вынести на причал документы для проверки, хотя в нормальной ситуации они поднялись бы сами. До захода в Фуджейру у одного из членов экипажа разболелся зуб, и чтобы свозить его в госпиталь, за трансфер запросили около 2500 долларов. Стало понятно, что мы попали в другую – коронавирусную – реальность, где будем вынуждены продолжать работать еще и еще, не зная, когда ступим на твердую землю или хотя бы увидим другие лица».

Бросили и нашли в Эмиратах

Там же, в Фуджейре, положение экипажа осложнилось поведением Thome Shipmanagement. Не объяснив своих действий, менеджер просто заявил, что отказывается от судна и любых обязанностей по отношению к команде, и перестал выходить на связь. Как позже узнали моряки, причиной такого внезапного разворота стали политические санкции США, под которые попал танкер Athens Voyager из-за перевозки венесуэльской нефти. Так компания решила заранее снять с себя всю ответственность за «санкционное» судно.

Больше трех недель, по сути, бесхозный танкер оставался на якорной стоянке в ОАЭ, пока санкции не сняли, и Thome не вернула судно под свой контроль. Все это время экипаж жил в колоссальном напряжении, не зная, кто будет платить им зарплату, как и главное – когда они смогут вернуться домой. «Между рядовыми и офицерами начали возникать уже открытые конфликты, атмосфера совсем испортилась, – вспоминает В. Форый. – У многих шли вторые контракты, рядовые прямо выражали свое недовольство, не хотели работать».

По словам Виктора Леонидовича, такая обстановка на борту несколько раз создавала серьезную угрозу безопасности мореплавания. Из-за жары за 50 градусов в Фуджейре рядовые не захотели спускаться в балластные танки во время инспекции представителей регистра. «Все знают, что это прямое нарушение техники безопасности, но филиппинцам, которые отработали на судне по году, уже было все равно», – вспоминает моряк.

В другой раз моторист просто отказался участвовать в инертизации танков – а это необходимый процесс при перевозке сырой нефти. «Это мой подчиненный, все вопросы компании, естественно, ко мне, – объясняет старший механик. – А что я могу сделать? Люди измотаны, издерганы, говорят: у нас закончились контракты, мы не хотим больше работать, отправьте нас домой».

«Карантинный» стаж

Во время стоянки в Фуджейре стармех связался с представителями Южной территориальной организации Российского профессионального союза моряков (ЮТО РПСМ). «На те три недели, когда наша компания Thome отказалась от менеджмента и перестала выходить с нами на связь, мы фактически были брошенными, – говорит моряк. – Это очень тяжело морально, и мрачных красок добавляла неизвестность в отношении репатриации. Тогда я обратился в профсоюз, это был единственный шанс как-то повлиять на компанию».

Председатель ЮТО РПСМ Николай Попов подключил к решению ситуации коллег из центрального аппарата РПСМ. Обращения заместителя председателя РПСМ Вадима Иванова, в отличие от писем моряков, не остались без ответа: компания пообещала приложить все усилия для организации смены экипажа в следующем порту захода.

Виктор Леонидович вспоминает, как за 14 дней до захода в Сингапур все члены экипажа ежедневно измеряли температуру, как фиксировали результаты в специальной форме. Однако когда Athens Voyager пришел в порт, оказалось, что власти ввели новые правила: менять только тех, кто отработал больше 11 месяцев. Так россиянам не хватило буквально месяца, чтобы уехать домой.

Земля

Городом, где офицерам Athens Voyager впервые за много месяцев удалось наконец сойти на землю, стала Манила. До этого еще был южнокорейский Йосу, который в плане карантинных ограничений мало чем отличался от пресловутого Сингапура. Стало понятно, что и здесь моряков поменять не смогут. Представители РПСМ вновь обратились в компанию, настойчиво рекомендуя заранее продумать вопрос о репатриации в следующем порту захода судна.

Только на Филиппинах работодатель сумел выполнить данное обещание и организовал замену моряков, отработавших без малого год. Для этого пришлось изрядно постараться: на период самоизоляции поселить сменщиков в отеле, где их регулярно тестировали на коронавирус, снабдить всех моряков целым набором защитных масок, костюмов и перчаток, приобрести авиабилеты для тех, кто возвращался, с соблюдением социальной дистанции – посадка в самолете разрешалась через 2 кресла. «Когда сел в самолет, выдохнул, понял, что скоро буду дома», – продолжает Виктор Форый. Правда, «скоро» растянулось на 27 часов в воздухе: сначала из Манилы в Бангкок, затем в Амстердам, потом в Стамбул, оттуда – в Москву и наконец домой, в Краснодар.

– Мне удалось вернуться благодаря помощи профсоюза, – резюмирует старший механик. – Неизвестно, сколько еще нас кормили бы обещаниями, если бы за мной не было единой организации с сильными представительствами в Москве и Новороссийске. До вмешательства РПСМ никто в компании не хотел даже разговаривать с нами о репатриации. Я на собственном опыте убедился, что в одиночку эту проблему не решить, и помощь профсоюза сейчас нужна тысячам моряков, которые оказались в карантин в такой же ситуации.

Но в глобальном смысле решить проблему со сменами могут только сообща правительства всех стран – в этом моряк теперь абсолютно уверен. «В условиях пандемии экипажи морских судов первыми приняли удар на себя, но этой теме в стране уделяется очень мало внимания, – делится он. – Никто не думает о том, что танкер или газовоз может в конце концов взорваться, потому что люди просто измотаны многомесячной работой, рутиной. Хочется, чтобы в пандемию правительства заботились не только о возвращении из-за границы туристов, но и обратили, наконец, внимание на моряков».

Профсоюзная морская газета