Интервью газете «Новороссийский рабочий», май 2020

«Более тысячи новороссийских моряков не могут уйти в рейс из-за карантина»

Пандемия коронавируса в огромной степени повлияла на жизнь людей во всем мире. Естественным образом под удар попали моряки торгового флота, постоянно пересекающие границы иностранных государств. Однако именно от их беспрерывной работы зависит нормальное функционирование современного общества, ведь 90% всех товаров в мире доставляются морем. О том, с какими ситуациями сталкиваются сегодня экипажи грузовых судов, в интервью газете «Новороссийский рабочий» рассказал председатель Южной территориальной организации Российского профсоюза моряков (РПСМ) Николай Попов.

– Как пандемия коронавируса повлияла на работу моряков?

– В трудной ситуации сегодня оказались и те, кто не могут вернуться домой, и те, кто уже два месяца ждут отправки на суда. Большинство стран закрыли границы, остановили авиасообщение, то есть фактически сделали невозможным смены экипажей. Этому так же способствует позиция портовых властей во многих странах мира, запрещающих сход моряков на берег даже для транзитного движения в аэропорты. Проблемы возникли и с продлением морских документов – это делается на берегу раз в 5 лет.

– О каком примерно количестве моряков идет речь?

– К середине мая списаться должны были 150 тысяч моряков по всему миру. Если говорить о Новороссийске, то, по нашим оценкам, сейчас в море около 7500 членов экипажей, из них примерно у 1100-1200 моряков контракты закончились в период карантина. Это означает, что столько же человек ждут на берегу возможности уйти в рейс. У моряков, как и у всех, семьи, кредиты, а дохода теперь нет. В таких условиях некоторые крупные компании рассматривают варианты оказания помощи своим работникам.

– Значит, сейчас экипажи не меняют совсем?

– Практически это так и есть. Некоторые работодатели организуют репатриацию через Белоруссию, так как Минск сохранил авиасообщение с зарубежными столицами. Моряк прилетает, например, из Амстердама, и в Белоруссии его встречает агент, который доставляет до границы. В России другой агент организует трансфер домой, в родной город. Но это, скорее, единичные случаи.

Еще один вариант – меняться через российские порты. Однако здесь так же есть свои сложности. Например, в некоторых регионах экипажи помещают на 14-дневный карантин прямо на судне. Так было в Мурманске, где местный Роспотребнадзор, опираясь на распоряжение губернатора Мурманской области, запретил прибывшим из иностранного порта морякам сход на берег до истечения 14-дневного срока. Но на экипажи морских и речных судов не должны распространяться «карантинные» требования – на этот счет есть соответствующее разъяснение Роспотребнадзора. Никому же не придет в голову «закрыть на карантин», скажем, экипаж самолета прямо в кабине воздушного судна! Почему тогда моряков заставляют ждать прямо на борту? Наш профсоюз направил множество обращений, в итоге отраслевое ведомство – Росморречфлот – решило напомнить главам субъектов РФ о недопустимости таких запретов.

– Получается, что реально повлиять на возвращение моряков домой могут только органы власти?

– Именно поэтому сейчас основные надежды на нормализацию смен моряков связаны с Международной морской организацией IMO. Существует циркуляр, призывающий правительства всех стран-членов IMO признать моряков «ключевыми» работниками и позволить организовать репатриации по принципу «зеленого коридора». Это означает, что необходимо определить специально оборудованные порты и аэропорты на разных континентах, через которые будут возможны ускоренные смены экипажей с минимальным риском для здоровья людей. Крупные танкерные компании так же обратились к правительствам и со своей стороны призвали их определить логистические центры для организации коллективных смен, в частности, Сингапур, Гонконг, Шанхай, Хьюстон, Роттердам и некоторые порты ОАЭ.

– И как реагируют правительства этих стран?

– Ряд государств прислушался к инициативе IMO, сделал исключения для моряков и разрешил им сход на берег в портах – это Германия, Испания, Румыния. Однако по-прежнему сохраняется проблема с визами, ведь сейчас практически невозможно получить транзитную визу. Международные профсоюзы лоббируют в профильном комитете Евросоюза идею о предоставлении всем морякам транзитных виз прямо на границах в назначенных портах в связи с текущей ситуацией вокруг коронавируса. Но процесс двигается, к сожалению, крайне медленно, а результат нужен, что называется, «здесь и сейчас».

– А есть ли примеры реальной помощи, оказанной российским морякам через международные организации в период пандемии?

– Помимо организации смен сейчас существует проблема с получением даже экстренной медицинской помощи в иностранных портах. С этим мы столкнулись в Индонезии, где морские власти несколько раз отказывались дать разрешение на срочную эвакуацию моряка с симптомами перенесенного инсульта под предлогом «борьбы с эпидемией коронавируса в стране». Четверо суток продолжались попытки разрешить ситуацию и спасти моряка, помогло только вмешательство целого ряда международных организаций: Международной организации труда, IMO, нашего дружественного профсоюза моряков Индонезии, а затем Министерства транспорта и МИДа РФ. Моряка удалось списать, ему вовремя была оказана помощь. Но из-за позиции морских властей эта ситуация могла закончиться трагично. Ни одна страна не должна использовать текущую пандемию и лишать моряков права на медицинскую помощь.

газета "Новороссийский рабочий"

май 2020

01.05.2020 12:00