МИЛЛЕНИАЛЫ: сердцем и разумом

МИЛЛЕНИАЛЫ: сердцем и разумом

09 декабря 2022 в 14:34

Сердцем и разумом

О пассажирском флоте, поиске работы и архиважном значении плавательской практики для современного курсанта мы поговорили с пятикурсником судоводительского факультета ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова Никитой Гармашем.

Никита без пяти минут выпускник лучшего морского университета нашей страны. За время учебы он убедился, что выбрал отличную профессию, в которой хочет достичь максимума. Все потому, уверен курсант, что обе практики повезло пройти на современных судах крупных работодателей – сначала в «ИНОК ТМ», затем в «Совкомфлот».  

Красивая работа

– Я родом из Севастополя, но – удивительно! – моя семья по роду деятельности никак не связана с морем, – начинает Никита. – Просто мы знали, что в Новороссийске есть хороший ВУЗ. Когда пришло время поступать, я подал документы на несколько направлений, в том числе на береговую специальность. С высоким баллом по ЕГЭ прошел везде и выбрал судовождение.

Никита один из тех курсантов-счастливчиков, кому легко покорился английский язык – «ахиллесова пята» многих российских моряков. Говорит, что это заслуга школьных учителей, которые смогли научить основам, и университетских преподавателей, прививших тягу к знаниям.

Со средним баллом 4.7 в начале 2020 года он попал на пассажирский теплоход «Князь Владимир». В феврале в Севастополе началась подготовка к круизу, но судно успело сделать всего один рейс. А дальше – пандемия и локдаун для всего пассажирского флота. Кадеты вернулись в Новороссийск. «Пассажирский флот классный, это интересная, я бы сказал «красивая» работа, – смеется Никита. – Мне нравится общение с людьми, но у нас в стране круизное направление в судоходстве пока не слишком развито, а что будет за рубежом – непонятно».

Три человека на место

Долго сидеть на берегу хорошисту не пришлось. Университет направил бывших практикантов «Князя Владимира» в компанию «ИНОК ТМ». Никита вспоминает: претендентов было 15, а по итогам тестирования взяли всего пятерых.

Практика на сухогрузе «Андрей Зуев» между Ростовом-на-Дону и портом Кавказ стала его первым реальным знакомством с будущей профессией.

Меня очень хорошо принял экипаж, за что им большое спасибо, – вспоминает Никита. – У нас был «микс»: моряки из Петербурга, Ростова, Новороссийска. Сначала мне поручили выполнять палубные работы, а когда я освоился – перевели на мостик. На этом судне высокий класс автоматизации, и на мостике из офицеров капитан, старший и второй помощники. Мостик там очень современный, было интересно видеть вживую все эти приборы, о которых я только слышал в университете. Мне поручили помогать второму помощнику Роману Хлыстову.  Он в свою очередь многое мне объяснял, и мы очень сдружились за это время. А еще я старался не запускать учебу и много читал.

По наблюдениям курсанта, практика имеет решающее значение для мотивации молодых людей. «Нужно понимать: теория это еще не все, – рассуждает Никита. – На практике я своим глазами увидел, как выглядит современное судно, как работают моряки, на что нужно обращать внимание в первую очередь. Проблема в том, что даже средний балл не гарантирует попадания на практику в достойную компанию. Ты обращаешься в крюинг, проходишь все формальности, вроде бы все неплохо, тебе говорят: мы вам перезвоним. На этом тишина. И ты начинаешь все заново».

«Прокачать знания»

При поиске второй практики удача сразу была на стороне курсанта – после успешно пройденного собеседования в СКФ ему сразу же перезвонили. Так в компании еще троих практикантов он попал на NS Lotus.  

Все знают: в «Совкомфлоте» кадетов прям «прокачивают», максимально дают им знания профессии, – говорит Никита. – Нас распределяли так, чтобы все постояли вахту с каждым офицером. С нами работал старший помощник Иван Кадацкий – просто гениальный учитель. Он собирал нас на мостике и показывал документацию, все объяснял и при этом был очень терпелив, вежлив, дружелюбен. Когда он списался, нам его очень не хватало.

За семь месяцев практики Никита побывал во Франции, Турции, Тунисе, Алжире, на Мальте, в Роттердаме и Мурманске. Но из-за пандемии сход на берег был запрещен. Изоляция далась ему непросто. «Раньше я думал, что море – это романтика, что смогу много путешествовать, – делится молодой человек. – Но пандемия все изменила. Конечно, хочется сойти на берег и перезагрузиться, потому что за много месяцев на борту ты чувствуешь, что буквально “врос корнями” в пароход».   

Молодой человек убежден: попасть под начало умного и грамотного профессионала  – это хороший задел на будущее. «Многие получат дипломы и в море не пойдут, и отчасти виной тому – неудачная практика,  – говорит курсант. – Ведь это потенциальное место работы, и если у человека хорошие знания, то им нужно обязательно найти применение в надежной компании с четкими карьерными перспективами».

Флотский парадокс

Планы на ближайшее будущее у молодого человека  предельно ясные: получить диплом и найти работу по специальности. «Мне кажется, это основной плюс профессии, когда в 22 года выпускник может попасть в крупную компанию, где достойно платят, – рассуждает курсант. – Для молодых людей из обычных семей это очень круто. Сейчас мне кажется, что лет через 10 я бы с удовольствием перешел на береговую работу в этой отрасли. Но я не знаю, как буду думать через 10 лет. Ведь офис – это пятидневка. С одной стороны, ты не оторван от семьи, как моряк, но при этом ты фактически проводишь с близкими меньше свободного времени. В этом есть парадокс: четыре месяца моряк проводит вдали от родных, а потом еще столько же, посвящая себя семье целиком. В этом его свобода».

Он добавляет: морскую профессию нужно выбирать сердцем и разумом. «Не стоит учиться просто ради диплома, – советует пятикурсник. – Важно попробовать, чтобы понять: нравится или нет. Если ответ отрицательный, то нельзя терять время, нужно переводиться. Идеальная модель – это попасть на первую практику на большой флот. И тут уже хорошенько подумать, стоит ли продолжать. Если море – это не твое, то оно «твоим» уже не станет».