#МОРЯКИ_ВНЕ_ПОЛИТИКИ

#МОРЯКИ_ВНЕ_ПОЛИТИКИ

08 декабря 2022 в 15:18

В этом уверен старший механик судоходной компании Maersk Tankers, член Российского профсоюза моряков Валерий Печко

Валерий ходит в море больше 15 лет. И все это время работает в иностранной компании и смешанных экипажах. Он убежден: настоящий профессионализм сильнее любых политических разногласий.

Судоходный гигант и новороссийский практикант

Знакомство Валерия с группой Maersk началось еще во время учебы в НГМА. «Я поступил в ростовский филиал Академии, и во время учебы в Ростове состоялась моя первая практика на “Волго-Доне” в 2005 году, – вспоминает моряк. –  Затем я продолжил обучение в Новороссийске. В 2006 году к нам в Академию пришли представители Maersk. Мне повезло попасть в число первых практикантов на их танкеры – взяли всего троих механиков и еще несколько судоводителей. С тех самых пор, несмотря на некоторые структурные изменения в группе, я строю карьеру в Maersk Tankers».

Первый рейс в должности Валерий сделал, однако, не на танкере. Этот единственный контракт на контейнеровозе стал для него архиважным еще и потому, что выпускник новороссийского ВУЗа попал тогда в экипаж Sovereign Maersk, самого крупного – на момент постройки – контейнеровоза в мире! «Мне кажется, неправильно называть “удачей” то, что я попал тогда в Maersk Group, – задумывается Валерий. – Ведь удача – это случайное стечение обстоятельств. А я считаю, что все в жизни зависит только от нас, и при правильном отношении к делу, при наличии соответствующих знаний и квалификации можно пройти отбор в одну из лучших судоходных компаний мира».

Полжизни по-английски

В Maersk Валерий быстро погрузился в атмосферу мультикультурализма. «Я думал, что моих знаний английского будет вполне достаточно для работы, потому что углубленно изучал его еще перед поступлением в Академию, – рассказывает Валерий. – Да и во время учебы никаких проблем с английским не было. Но когда я практикантом приехал садиться на судно в Иммингем, Англия, то понял: моих знаний явно недостаточно. С грамматикой все было нормально, а вот словарный запас очень нуждался в расширении. И я начал активно работать над этим, возил с собой в рейсы два больших словаря, клеил стикеры с новыми словами в каюте».

Так, постепенно Валерий поднял свой разговорный английский на нужный уровень, чтобы комфортно чувствовать в смешанном экипаже. «У нас в компании работают представители разных национальностей – датчане, британцы, шведы, поляки, эстонцы, украинцы, – объясняет Валерий. – Это всегда смешанные экипажи, поэтому английский, конечно, должен быть на высоком уровне».

Увидеть фьорды и запомнить на всю жизнь

Первые годы работы подарили молодому человеку возможность увидеть мир. Он признается: сильнейшее впечатление произвела на него Гренландия. «В 2012-2014 годах мы возили топливо из Швеции в Гренландию, там 2-3 порта выгрузки, – продолжает Валерий. – Я видел гренландские фьорды, фантастическую красоту вокруг и людей, которые живут так же, как и мы, развивают свою инфраструктуру. Все это было очень впечатляюще».

В тот период, который моряк сегодня называет одним из самых запоминающихся в своей карьере, Валерий работал вторым механиком. Дальше пошел карьерный рост, а с увеличением обязанностей времени на созерцание прекрасного остается все меньше. «Я не могу сказать, что именно пандемия повлияла на выход в город, потому что иногда на него банально нет времени, и это не связано с карантином или местонахождением терминала, – объясняет Валерий. – Но первые 2-3 года работы мне было очень интересно смотреть, как живут в других странах. Мы тогда много работали в Европе, заходили и в российские порты. Вообще наши суда ходят по всему миру. Сейчас, например, стоим в Карибском бассейне, планируем рейс из Техаса в Южную Корею».

Мы не говорим о политике!

Еще со времен начала пандемии сотрудники крюинговых компаний выполняют поистине титаническую работу, чтобы доставить моряков к месту посадки на судно и обратно домой. «Всем приходится подстраиваться под мировую ситуацию, здесь ничего не поделаешь, – констатирует старший механик. – Поэтому я очень благодарен нашим новороссийским менеджерам компании Wilhelmsen, которые профессионально и оперативно находят доступные и адекватные способы оформления документов, посадки на судно, репатриации даже в таких непростых условиях».

В этом смысле 2022 год стал для судоходства особенно сложным. Валерий, как и большинство российских моряков, теперь лишен возможности получить визу США. А это значит – не сойти на берег и не смениться в американских портах. И это лишь малая толика того, с чем приходится сталкиваться сегодня ключевым работникам – а именно так называют моряков, которые в любых обстоятельствах продолжают доставлять жизненно важные грузы до пунктов назначения по всему миру.

– На судне мы стараемся не говорить о политике, – подчеркивает Валерий. – Понятно, что каждый читает свои новости, у каждого формируется собственный взгляд на происходящее, и каждый имеет право на свое мнение. Спорить об этом бессмысленно, потому что обстоятельства не зависят от нас. Мы все-таки экипаж, команда, которая должна работать вместе и сообща решать возникающие вопросы.

Сохранять на борту слаженную дружную атмосферу вне зависимости от политической конъюнктуры призывает и Международная федерация транспортников ITF. Уже больше века ITF исповедует принципы справедливости и солидарности транспортных рабочих во всем мире.

Имидж российского моряка  

В смешанном экипаже после объявления СВО Валерий отработал уже два контракта. Он отмечает, что психологическая атмосфера не изменилась: «Я не чувствую никаких перемен на судне, и это самое главное. Если ты профессионал своего дела, то не имеет значения цвет кожи, пол или национальность. Все мы люди, и большая политика не должна влиять на наши взаимоотношения».

По словам Валерия, противостоять глобальному хаосу помогает честное выполнение своих обязанностей на борту. Благодаря этому репутация российских моряков, настоящих профессионалов своего дела, остается на высоком уровне даже в условиях политической напряженности. «Конечно, сейчас никто не исключает возможную потерю российскими моряками рабочих мест на мировом флоте, – рассуждает он. – Более того, это уже происходит в некоторых компаниях. Пока крюинги справляются, направляют моряков на другие суда. В таких обстоятельствах мы можем только продолжать демонстрировать свои лучшие качества, чтобы оставаться конкурентоспособными и соответствовать профессиональному уровню».

Сохранять уверенность и спокойствие даже в нестабильной политической обстановке морякам помогает спорт. «Важно не зацикливаться на одной мысли и уметь переключаться, поэтому, если есть свободное время, я обязательно хожу в спортзал,  – говорит старший механик. – Очень люблю бегать, а когда судно находится в тропиках, то мы наполняем бассейн и купаемся. Смотрим сериалы, фильмы, общаемся. Еще я стараюсь следить за результатами матчей своего любимого футбольного клуба ЦСКА. Но самое ценное – это, конечно, звонки домой. Я очень скучаю по супруге и детям, у нас их трое, понимаю, как ей сложно с ними одной. Конечно, благодаря появлению интернета на судах можно теперь видеть, как растут дети, участвовать в их воспитании, подсказывать, советовать. Но разлука с моей семьей – это и есть самое сложное в работе, к ней тяжело привыкнуть даже спустя годы».